О проекте

В 2014 году ГМЗ «Ростовский кремль» актуализировал ту часть своих собраний, которая связана с именем прп. Сергия Радонежского. Ростов – родина прп. Сергия. Известно, что прп. Сергий (тогда еще – Варфоломей) родился в Ростовской земле и прожил здесь детские и отроческие годы. Тем ценнее для нас все, что с ним связано.

ГМЗ «Ростовский кремль» осуществил фотосъемку в сверхвысоком разрешении наиболее ценных икон с изображением преподобного и ряда других произведений прямо или косвенно связанных с его именем. Это первый опыт такого рода в музее и один из первых – в России. Нет сомнений, что он откроет новый тренд в оцифровке и виртуальном представлении коллекций российских музеев. С проектом можно познакомиться в Интернет по адресу info.rostmuseum.ru .

Главным предметом музейного показа, без сомнения, является подлинник. Именно знакомство с подлинником непосредственно в музее является главным событием для посетителя. Однако такое знакомство часто имеет определенные ограничения, связанные с сохранностью, мерами безопасности, невозможностью использования специальных технических средств и т.п. Очень часто для зрителя, любителя и специалиста, остаются недоступными детали изображения. Между тем, именно детали во многих случаях имеют существенное значение для изучения предмета, его атрибуции, сохранения.

Фотосъемка в сверхвысоком разрешении позволяет рассмотреть мельчайшие детали изображения. Оказывается, что сам процесс такого всматривания и рассматривания, концентрации внимания и перехода от одной детали к другой, своего рода «путешествие» по предмету, - сам этот процесс становится эстетическим переживанием. Специалисту, кроме того, представление предмета в сверхвысоком разрешении дает возможность глубокого погружения в авторский стиль и метод работы. Этот подход удивительно напоминает созданный отечественными филологами нач. 20 века метод «медленного чтения». Именно это определение стало для нас метафорическим названием проекта.

Такой способ представления музейного предмета, конечно, не может заменить подлинник. Но это тот редкий случай, когда виртуализация предмета не только обедняет, но и очень удачно дополняет его. Открывает дополнительные возможности для зрителя. Позволяет вернуться от виртуального изображения к подлиннику обогащенным новым знанием и новыми эстетическими переживаниями. Дает возможность взглянуть на подлинник с позиции этого нового опыта.


Назад